Приглашаю всех на новое место моего сайта
rinat-shay.ru - без рекламы от
chat.ru
Изготовление вертушки из подручных материалов.
Под будущее дно вертушек, из листового железа толщиной 1.5-2мм нарежьте равнобедренные треугольники со стороной 110мм (мои были из листа железа 2мм, стороны треугольника были по 120мм, немного великоваты), выточите на токарном станке алюминиевые ободы высотой 15-16мм (мои 15мм), с внутренним диаметром 97-98мм и наружным диаметром 110-112мм (мои по 110мм).
В центре железного треугольника сделайте круглое отверстие чуть больше диаметра ротора мотора (я сделал диаметр 31мм для первого мотора и 32мм для второго - по кругу дрелью насверлил много отверстий по 1.5мм, аккуратно выбил середину, обточил заострения круглым напильником), это под посадку моторов с ротором диаметром 30мм и 31мм, и по 3 отверстия диаметром по 3мм для крепления моторов.
Посадите и закрепите мотор, чтоб его вращающаяся часть, ротор оказался в середине отверстия (чтоб ротор был равноудален от краев отверстия). Затем насадите колечки (которыми заполняется лишняя высота шпинделя ротора при зажимании дисков), потом посадите и сами диски диаметром 95мм (родные диски от SCSI HDD гораздо меньше в диаметре, не используйте их). Проверьте, чтоб ничего не задевало при вращении. И примерьте обод, чтоб отметить точное место его крепления (добейтесь одинаковости зазора между внутренней поверхностью обода и кромкой диска со всех сторон), зафиксируйте обод (например, струбциной, лучше двумя, по концам треугольника), чтоб после снятия мотора (предварительно сняв диски) просверлить в железном дне 3 отверстия диаметром по 3мм по концам треугольника, притом выйти на сверление железа надо после прохождения сквозь середину толщины обода, т.е. начав сверлить со стороны обода. Просверлив отверстие, сразу вставьте винт и затяните гайкой, зафиксируйте положение, чтоб можно было снять одну из струбцин. При спиливании концов треугольника/сверлении железного дна, мотор каждый раз надо снимать, чтоб вибрация при сверлении (спиливании/стачивании напильником) не повредила подшипник мотора, и чтоб металлические опилки не попали в щель между ротором и статором.
До закрепления мотора не забудьте просверлить на железном дне (треугольнике) отверстия для фиксатора проводов!
Можно присоединить контроллер (блок с толстыми проводами), его серво-тестер (маленький блок с ручкой регулирования оборотов), Блок Питания и испытать (сперва при 12в, затем при 18в и более), замерить обороты, ток потребления, понаблюдать за нагревом основания мотора, чтоб не было выше 60-70° Цельсия!
Открытые участки дна хороши для самовентиляции мотора.
Но отсутствие верхней крышки - плохо! Вовлекаемый во вращение воздух создает дополнительное сопротивление, снижает обороты, увеличивает потребление тока, к тому же вызывает лишний шум. Так что, есть смысл сделать крышку, лучше из тонкого (0.5-1мм) листового железа (железо будет прозрачно для всасываемых мю-потоков, и не проводит мю-ток), но для возможности наблюдения и замера оборотов приходится идти на потери - делать крышки из оргстекла.
Ведь оргстекло и различные пластмассы тоже, частично поглощают мю-потоки, поэтому крышка из оргстекла снизит всасывание мюшек сверху раза в полтора-два!
Как выяснилось - оргстекло (и различные пластмассы) неплохо проводят мю-ток, поэтому не делайте дно из пластика, оргстекла (плексигласа)!
Две чёрные полосы на диске - для оптического тахометра, применяемого авиамоделистами (тахометр "думает" что это двухлопастной пропеллер).
На торчащие винты (я использую винты М3, общей длиной 32мм) крепления обода наденьте кембрики (пластиковые или резиновые трубки) длиной чуть больше, чем запас винтов - это будут ножки. Они хорошо гасят шум вибрации. Со стороны крышки ставьте широкие шайбы, а снизу, со стороны гайки, чтоб предотвратить само-выкручивание гайки от вибрации - гроверные шайбы
Места пайки и сами провода желательно залить термо-клеем (используйте Glue Gun).
Советую отцентрировать диски сняв обод, но оставив ножки (обод мешает пальцам): при слегка затянутых винтах фиксирования дисков (обычно их 6 шт), раскручивая диски, но не сильно, сухими пальцами или поверностью ногтей слегка сжимайте диски с двух противоположных краёв - они сместятся так чтоб исчезли биения, т.е. само-отцентрируются, вращение сильно замедлится от трения об пальцы/ногти. Выключите вращение, затяните винты и снова запустите. Дайте полные обороты и послушайте шум, пощупайте вибрации - они должны уменьшиться, а обороты вырасти (замеряйте тахометром). Сделайте несколько попыток, чтоб выйти на максимальные результаты.
К ободу желательно заранее приварить отвод для мю-тока (отрезок алюминиевой шины длиной 4-5см или алюминиевый брусок) - как мне сделали в Одессе. Но можно просто обтянуть обод лентой из алюминия, как я сделал в этот раз.
В случае, если мотор от SCSI HDD оказался не снимаемым, литым с корпусом HDD (как у меня второй мотор), то зажав в тисы, выпилите его ручной ножовкой по металлу, не болгаркой (она растрясет подшипник мотора, испортит его)! Предварительно примите меры, чтоб металлические опилки не попали в щель между вращающейся и неподвижной частями мотора. Я заматываю толстой ниткой, затем залепляю тонкой полоской пластилина. Нитка помогает вытащить слишком углубившиеся куски пластилина. Сразу после выпиливания, просверлите три отверстия по 2.5мм и нарежьте резьбу М3 для крепления мотора. Сточите заусенцы. И только после завершения обработки, сдуйте опилки и уберите пластилин, вытащите нитку, вычистите, вытрите остатки пластилина.
Вот еще один пример вырезанного мотора SCSI-10k из корпуса HDD, мотор уже установлен на треугольное железное дно, острые излишки треугольника срезаны.
Для продолжения изготовления этой вертушки нет алюминиевого обода для него, не закуплен контроллер.
При изготовлении вертушки, сборке и отладке приходится десятки раз разбирать/собирать. При окончательной затяжке винтов крепления мотора, смажьте винты клеем, краской, лаком или специальной смазкой, например, Loctite 243, не позволяющей винтам расслабиться и выкрутиться от вибрации.
Судя по отзывам, для максимальной производительности вертушки, одного диска толщиной 1.2-1.3мм мало, а двух дисков, общей толщиной 2.5мм вполне достаточно, тогда как 3 диска уже многовато.